Просто создать сайт недостаточно для того, чтобы он приводил целевую аудиторию. Для продвижения на рынке любого продукта требуется маркетинг, только в рамках поисковых систем речь идет о SEO или поисковой оптимизации.
Статья написана для новичков и максимально простым языком.
Что такое SEO?
Поисковая оптимизация (Search Engine Optimization или сокращенно SEO) — говоря простыми словами, это адаптация сайта под требования поисковиков с целью получения высоких позиций по поисковым запросам и увеличения посещаемости.
Т.е. вы улучшаете качество сайта, заботитесь об удобстве своей аудитории и решаете ее проблемы (например, делитесь информацией или продаете необходимый продукт), соблюдаете требования поисковых систем, всячески подстраиваясь под работу их алгоритмов. А взамен они могут (!) поднять ваш ресурс в результатах органической выдачи.
Реклама может занимать до 5 первых позиций и если под ней идет сервис Яндекса — то органика начинается только после прокрутки экрана
Зачем нужно SEO?
Как мы знаем, SEO — это оптимизация сайта под поисковые системы, но зачем это вам? Есть более быстрые и доступные варианты получить аудиторию.
Всё ради органического трафика. Все хотят получать дешевую, но при этом целевую аудиторию на свой проект, чтобы в итоге заработать. При этом заработок может выражаться, как в прямой продаже услуг, товаров или информации, так и в рекламе чужой продукции (например, при размещении контекстной рекламы). Альтруистов, которые вкладывают свое время и деньги просто так, чтобы что-то кому-то доказать не так много.
А т.к. для хорошего ранжирования вам нужен конкурентоспособный сайт и страницы — вы вынуждены их улучшать и делать лучше, чем у конкурентов.
Плюсы и минусы
Да, базовая оптимизация нужна большинству сайтов, но давайте начистоту — вы хоть раз искали в поиске магазин, где можно купить бородинский хлеб? А шариковую ручку? Уверен, что нет, т.к. они продаются в магазинчике рядом с домом.
Потому важно оценивать сайт и его потребности, а уже исходя из этого подбирать инструменты.
Методы поисковой оптимизации
Белые методы
Белое SEO можно очень просто описать — забудьте о поисковых системах и делайте сайт и документы таким образом, чтобы максимально помочь людям + подключайте платную рекламу (контекст, социальные сети и т.д.). Когда вы при создании каждой страницы начнете задавать себе вопрос — а чем она реально поможет пользователю? Реально ли эта страница нужна в интернете? Добавим сюда кругленькую сумму вложений, изменчивость алгоритмов, возможные санкции и пессимизации сайта и т.д. Если все это сложить, то желающих работать по такой схеме сильно поубавиться.
Черные методы
Диаметрально противоположная схема работы. Главное здесь — результат и сроки. Если есть какой-то рискованный метод, который через пару недель или месяцев поставит вас в ТОП по жирному запросу — он в деле. Риски огромные (вплоть до потери домена) и гарантий, что получится — нет. Но стоит в разы дешевле, чем белые схемы работы + сильно быстрее по срокам. Для некоторых ниш это рабочий способ (например, где зверствует РКН), т.к. можно не успеть получить трафик, а уже словить блокировку.
Простые примеры: дорвеи, накрутка ПФ.
Серые методы
Всю работу сеошников я отношу именно к серым методам. Мы манипулируем алгоритмами (да, попытка найти возможность и точку, где можно продавить — это и есть манипуляция). Если кто-то думает, что покупка ссылок это белый метод — то увы, мнение поисковых систем об этом: Яндекс и Google. Пытаетесь проспамить ключевыми словами? Тоже не совсем белая схема работы. Но эта серая схема дешевле и быстрее белой, однако меньше подвержена санкциям, как черная.
Современное SEO
Я не буду описывать историю поисковой оптимизации с 1996-1998 годов (с момента появления основных, на тот момент, поисковиков Рамблер, Яндекс и Google), всё это можете почитать на Википедии.
Сегодня в Яндексе более 1400, а в Google более 700 факторов, которые учувствуют в формуле ранжирования. Причем коэффициентами к этим факторам управляет машинное обучение (т.е. обучение искусственного интеллекта за счет решения множество схожих задач, без явных инструкций). Т.е. знать все факторы не достаточно, т.к. вы не знаете, как они применяются в формуле.
Можно сказать, что сейчас стоит делать сайты ориентируясь на полезность для людей (как раз то, к чему призывают белые методы). Но мест в ТОПе всего 10, из них на первые 3-5 приходится до 80-90% трафика по запросу. А желающих улучшить позиции сильно больше 🙂 Подумайте об этом, когда решите делать магазин на бесплатном шаблоне Opencart и прайсами от поставщика + 30%. Как много таких же сайтов появилось только сегодня?
Еще несколько нюансов поиска, которые усложняют работу
- Выдача очень динамична — позиции сайтов могут меняться несколько раз в течение суток.
- Региональность выдачи — поисковая система старается показывать вам региональную выдачу в зависимости от вашего местоположения. Какие-то запросы более этому подвержены, какие-то менее.
- Персонализация — сайты, которые вы чаще посещаете конкретно для вас будут показываться выше в результатах поиска.
- Разные результаты с мобильных устройств и ПК.
- Иногда контекстная реклама занимает 5 позиций и закрывает весь первый экран (т.е. для просмотра органики — нужно пролистывать ниже).
- Сервисы поисковых систем и «особенные» сайты, которые могут ранжироваться намного выше и занимать огромный кусок экрана в выдаче.
Из каких работ состоит SEO сейчас?
- Аудит сайта.
- Анализ тематики и ниши, а следом и анализ конкурентов.
- Приведение проекта в конкурентоспособный вид.
- Составление семантического ядра.
- Формирование структуры (изменение текущих разделов, создание новых).
- Работы по внутренней оптимизации (в том числе исправление ошибок аудита).
- Работа с перелинковкой страниц.
- Постраничная оптимизация (контент, мета-теги, title, h1 и т.д.).
- Внешняя оптимизация и привлечение ссылок.
- Работы над улучшением групп факторов: поведенческих, коммерческих, YMYL, E-A-T.
- Аналитика — работа, которая занимает большой кусок времени.
- Формирование гипотез на основе аналитики.
- Внедрение гипотез и тестирование.
- Коррекция стратегии.
По каким критериям оценивать успешность SEO?
Всё зависит от того, на что вы договариваетесь и что вы оплачиваете.
На мой взгляд стоит смотреть на динамику:
- позиций по одному и тому же ключевому слову;
- трафика из поисковых систем;
- видимости сайта по семантическому ядру.
Почему не оценивать по продажам или заработку клиента? Потому что на это влияет еще: работа менеджеров/диспетчеров, ценовая политика (может у нас просто задраны цены?) и другие факторы на стороне заказчика.
Сроки получения результата в SEO
Я уже писал об этом минусе, но хочу развернуть подробнее. Мы не будем рассматривать чудесные кейсы в интернете, где можно найти истории как за месяц делали х10 трафика (а потом оказывается, что с 2 человек сделали 20), или рост трафика с 1000 до 50 000 человек в месяц (но опущена огромная стоимость работ), нарисованные графики (и такое бывает) и прочие мутные ситуации.
Основное влияние на сроки оказывают:
- качество и конкурентоспособность (если ваш сайт выглядит плохо и имеет кучу ошибок — стоит это исправить);
- возраст (согласитесь, странно было бы, если поисковая система доверяла новым сайтам больше, чем старым);
- число активных конкурентов (вы должны быть еще более активны, если хотите расти);
- суммарный трафик (чем больше трафика из разных каналов — тем больше доверия к сайту);
- количество и качество ссылочной массы (условно, если у конкурентов по 5000 ссылок, а у вас 3 — вам рано с ними тягаться);
- количество релевантных запросу документов на сайте (чем больше релевантных страниц запросу — тем больше шансов).
Если обобщить, то сроки продвижения зависят от конкуренции и качества вашего сайта.
Пару примеров:
- Вы пытаетесь новым сайтом попасть в ТОП-3 по запросу «купить квартиру в Москве». Среди конкурентов гиганты, которые более 10 лет развиваются. Каковы ваши шансы? Вы уверены, что вы реально лучше них и поиск должен вас поставить выше?
- Вы вкладываете в сайт 10 000 рублей в месяц и экономите на всём, а ваши конкуренты 100 000 рублей и делают крутой контент и дорабатывают проект. Кто быстрее получит результаты? Напомню, что достаточно всего 10 конкурентов по запросу, чтобы вы практически не получали трафик по нему.
- У конкурентов экспертные блоги с сотнями полезных статей, а вы не публикуете контент вообще. К кому больше доверия? Кто полезнее?
Если вам предлагают вывести новый сайт за 1 месяц на лидирующие позиции в поиске — обратите внимание на блок про черные методы.