Что бы ни искал современный человек, чем бы ни интересовался, все ответы скрыты в гигантском лабиринте – интернете. Миллионы пользователей, вооружившись нехитрой периферией, ежеминутно штурмуют Google и Яндекс с целью обнаружить искомое. Используемые в ходе данного процесса фразы или отдельные слова – и есть поисковые запросы, на которые возлагаются большие надежды при попытках нахождения нужной информации/выгодного коммерческого предложения и т.д.

 

Огромная аудитория с массой конкретных проблем образует множественные виды поисковых запросов. Данный факт имеет большое значение: понимание видов запросов, встречающихся в поисковых системах, способствует формированию правильной стратегии продвижения, сбору эффективного семантического ядра, росту конверсии, наращиванию целевого трафика. Все подчинено логике и законам SEO: если сайт (страница) не оправдает доверия пользователя и не будет отражать релевантное поиску содержимое, о хороших поведенческих факторах и каком-то развитии говорить не приходится.

Если сложить 2+2 и заодно учесть, что иногда определенный запрос невозможно продвинуть без изменения типа страницы, значимость базовых знаний становится очевидной.

Типы поисковых запросов

Сложившаяся в SEO система предлагает обширную, но понятную классификацию всех возможных встречающихся словосочетаний пользователей поисковых систем. Существуют основные типы и виды поисковых запросов, напрямую влияющие на продвижение сайтов разной направленности.

Для понимания всех особенностей типов запросов стоит ознакомиться с ними более детально.

5 типов поисковых запросов

Общие запросы

Общие запросы – короткие слова и фразы, смысловая нагрузка которых не поддается анализу. Данный тип запроса выражен общими выражениями, где точно понять конкретное желание пользователя и саму цель поиска невозможно.

Примеры:

  • Компьютер,
  • Мебельный шкаф,
  • Золото.

Пользователь может быть заинтересован как в изучении ПК (получении информации), так и в его покупке, но более вероятен 1 вариант.

Подобные высококонкурентные ключевые слова генерируют большое количество трафика, но на выходе дают весьма скромную конверсию. Продвижение по не ясным до конца общим фразам – занятие сложное (хотя и не всегда) и часто бесперспективное: соответствовать ожиданиям пользователей практически нереально, а значит ухудшение поведенческих факторов не за горами.

Информационные запросы

Информационные запросы – словосочетания, перед которыми ставится задача предоставить исчерпывающую информацию по интересующей теме. Человек может искать инструкции, обзоры, научные и иные познавательные материалы, схемы. В данном случае пользователь не стремится найти какой-то конкретный сайт, а полагается на формируемую выдачу.

Рассматриваемый тип запросов можно легко определить, уделив внимание словам-маркерам, среди которых: «как», «сделать самостоятельно», «отзыв», «мнение», «обзор» и т.д.

Скачать список информационных маркеров. Далее вы по аналогии добавляете туда свои маркерные запросы.

ВАЖНО: не пользуйтесь слепо списками стоп-слов, если вы их не сами составляли!

Примеры инфо-запросов:

  • Как увеличить трафик из поисковых систем;
  • Обзор Zennoposter 5 MP;
  • Как составить семантическое ядро с помощью Key Collector;
  • Обзор на видеокарту GTX 1070.

Информационный тип дает достаточно трафика, но не является панацеей для повышения конверсии, и поэтому для коммерческих ресурсов он малоинтересен.

Навигационные запросы

Навигационные запросы – одна из вариаций основных запросов, которая используется людьми для поиска конкретного сайта, бренда, марки, места и т.д.

Важно: ввиду тщательного отсева пользователями результатов выдачи «маскировка» под чужие бренды неэффективна.

Скачать список крупных интернет-магазинов.

Примеры:

  • Официальный сайт IBM,
  • Оверклокерс.ру,
  • Romanus.

Транзакционные запросы

Транзакционные запросы – выраженное желание пользователя совершить транзакцию (не обязательно покупку). К маркерам данного класса можно отнести такие слова: «купить», «заказать», «оформить» и т.д.

Скачать мой список коммерческих маркеров.

Примеры:

Несмотря на выраженную коммерческую составляющую, не все транзакционные запросы являются коммерческими, и наоборот. Отметим, что показатели конверсии довольно высоки, а создаваемый трафик – низок.

Мультимедийные запросы

Мультимедийные запросы – ключевые слова, которые помогают найти фотографии, музыку, видеоматериалы и другой подобный контент. Обнаружить данный вариант основного поискового запроса легко: во всех конструкциях обычно присутствует слово «фото», «видео» или «аудио».

Примеры:

  • Смешные видео;
  • Фотографии Ниагарского водопада;
  • Nirvana слушать онлайн лучшие песни;
  • Час Пик 2 смотреть в хорошем качестве.

Классификация по геозависимости

Помимо деления на типы, поисковые запросы подвергаются и иной классификации, где выделяют различные виды ключевых слов. Часто интентом является нахождение информации (получение услуги) в отдельно взятом регионе или населенном пункте. Это стало причиной «присвоения» поисковыми системами фразам географической «метки» и разделения запросов на геозависимые и геонезависимые.

Геозависимость запросов

Геозависимые запросы

Геозависимые запросы – конструкции, которые предполагают привязку искомой услуги/информации к конкретному местоположению пользователя. Название города часто опускается, но подразумевается по смыслу, и это оказывает влияние на выдачу, формируя «региональный поиск».

Примеры:

  • Химчистка пальто,
  • Доставка суши,
  • Ремонт холодильника.

Понятно, что житель столицы не повезет свою вещь на другой конец страны. Вывод: «химчистка пальто» – геозависимый поисковый запрос.

Алгоритмы Яндекса и Google научились отражать разные результаты поиска для разных регионов по одним и тем же словоформам.

Геонезависимые запросы

Геонезависимые запросы – слова и фразы, которые не имеют никакой связи с регионом проживания автора и создают одинаковую для всех городов выдачу.

Примеры:

  • Как подключить стиральную машину?
  • Методика поклейки обоев.

Как проверить геозависимость?

Ввиду различий в системах ранжирования геозависимых и геоназависимых запросов определение географической привязки ключевых слов является важным элементом продвижения.

Существует несколько способов проверить геозависимость:

  1. Воспользоваться сервисом от PixelTools;
  2. Использовать Key Collector и его функцию сбора данных (работает хуже, т.к. считает «Да» или «Нет», что на практике не совсем верно);
  3. Задействовать ручной метод анализа результатов поиска (Сравниваете запрос и выдачу Яндекса в 3-4 регионах, если выдача меняется значительно — запрос геозависимый).

Классификация по частотности

Классификация запросов по частотности – система разделения ключевых слов и фраз на 4 категории в зависимости от популярности их использования людьми. Чем чаще пользователи вбивают в поисковую строку запрос, тем более частотным он является. Выделяют ВЧ, СЧ, НЧ и микро НЧ виды частотностей.

В усредненной статистике приводят разные цифры по ВЧ, СЧ, НЧ, микро НЧ, однако правильнее оценивать частотность по тематическому кластеру – полной группе ключевых фраз, раскрывающей интент.

Высокочастотные запросы (ВЧ)

Высокочастотные запросы  – самые популярные словоформы, употребляемые большинством пользователей при поиске. Согласно данным Вордстат от Яндекса, цифры показов высокочастотных поисковых запросов могут быть от 10 и более тысяч в месяц.

Чаще всего состоят из 1-2 слов. Из-за невероятной конкуренции продвигаться в ТОП по ВЧ запросам очень сложно.

Среднечастотные запросы (СЧ)

Среднечастотные запросы – словосочетания из 2-4 слов, наиболее часто встречаемые при анализе. СЧ запросы не настолько конкуренты, как ВЧ, а соотношение трафика к конверсии является оптимальным. Примерно оценивается по показателям Wordstat в 1-10 тысяч показов.

Низкочастотные запросы (НЧ)

Низкочастотные запросы – редко запрашиваемые пользователями словосочетания (из 3-5 слов), эффективность которых часто недооценивают оптимизаторы и владельцы бизнеса. НЧ запросы способствуют действенной раскрутке интернет-магазинов и других коммерческих площадок.

Часто возникает вопрос: «НЧ – это сколько частотности по Яндекс Вордстат?». Ответ: до 1000 показов в месяц.

Микро низкочастотные запросы (Микро НЧ)

Микро НЧ запросы – редко запрашиваемые фразы длиной от 5 слов. Образуют большую долю всего трафика; иногда частота переходов по такому «длинному хвосту» – 0 в месяц. Отсекать их не всегда целесообразно и не рекомендуется в узких нишах и регионах.

Как определить, какой ключ перед вами: ВЧ, СЧ или НЧ?

Стоит понимать, что на принадлежность ключевых слов к той или иной группе существенное влияние оказывает тематика и регион. При ближайшем рассмотрении казавшаяся СЧ фраза может для отдельно взятой темы быть ВЧ. Индивидуальностью и относительностью обусловлена некоторая сложность определения ВЧ, СЧ и НЧ.

Для понимания картины происходящего можно воспользоваться сервисом Вордстат от Яндекса. Вам нужно собрать группу запросов для продвижения на 1 странице и собрать их частотности. Самый частотный запрос и будет ваш ВЧ, остальные условно разделяются по соотношению. Вы удивитесь, но для многих групп Высокочастоткой будет 300 показов в месяц.

Классификация по сезонности

Еще один вид «упорядочивания», при котором учитывается связь между использованием ряда ключевых фраз и временем года.

Сезонность запросов

Сезонные

Сезонные запросы – запросы, динамика частотности которых прямо зависит от текущего на момент поиска сезона или актуальной даты.

Примеры:

  • Солнечные очки,
  • Мужские ботинки с мехом,
  • Спрей от комаров,
  • Цветы на 8 марта.

Несезонные

Несезонные запросы – ключевые слова, описывающие предметы (явления, услуги), спрос на которые держится на постоянном уровне независимо от времени года.

Примеры:

  • Акустическая система,
  • Мужские часы,
  • IPS-мониторы.

Как проверяется сезонность?

Определить сезонность поможет сервис Яндекс Вордстат. Инструмент позволяет выявить закономерность увеличения/снижения частотности в зависимости от месяца/сезона. Резкие скачки и падения графиков будут указывать на сезонность изучаемой ключевой фразы и послужат хорошим помощником при классификации запросов.

Запрос с ярко выраженным сезоном

Запрос с ярко выраженным сезоном

Запрос с менее ярким сезоном

Запрос с менее ярким сезоном

Каким будет запрос «Цветы на 8 марта» по частотности?

Дополнительные характеристики запросов

Изучив основные виды поисковых запросов, нельзя обойти вниманием и другие характеристики, вносящие свою лепту в процесс продвижения сайта.

Конкуренция

Важной особенностью является показатель конкурентности – необходимых для попадания в ТОП усилий и временных трат, обусловленных количеством оптимизированных ресурсов, продвигающихся по данной ключевой фразе. Чем больше в ТОП качественных сайтов, тем сложнее будет «протиснуться» сквозь них.

Три вида конкурентных запросов:

  1. Высококонкурентные (ВК). Обычно выражены популярными фразами (рассмотрим вариант «купить ноутбук»);
  2. Среднеконкурентные (СК) – уточняющие конструкции вида «купить ноутбук Asus»;
  3. Неконкурентные или низкоконкурентные (НК) – «широкие» и детальные вариации формата «купить ноутбук ASUS X541NA в белом цвете».

Определить конкурентность конкретного запроса крайне проблематично:  погрешность может достигать невероятных значений. В этих условиях можно выявить конкурентность кластера, проанализировав ТОП-20 конкурентов. Хитрость в том, что ТОП-10 и ТОП-20 анализируются отдельно! Если в ТОП-10 сайты не вызывают вопросов, но на позициях с 10 по 20 располагается масса нерелевантных и откровенно слабых ресурсов – конкуренция слабая.

Но и этот метод не даст 100% гарантии попадания в ТОП-10: если в «десятке» лучших обнаружатся «мастодонты», которые держат ТОП годами, шансов мало, потому как такой ТОП обычно называют «законсервированным».

Известный в узких кругах сервис Mutagen предлагает «реальный» анализ каждого ключа, который проводится по «эксклюзивной формуле». Естественно, результаты слабо соответствуют действительности, но это не отпугивает многих поклонников данного сервиса.

Коммерческие запросы

Коммерческие запросы – ключевые слова и фразы, которые имеют под собой коммерческую подоплеку и являются одним из основных видов поисковых запросов. Большую часть таких запросов можно считать транзакционными: они подразумевает покупку, заказ услуги и т.д. К некоммерческим разновидностям относят остальные рассмотренные выше типы (информационные, навигационные, мультимедийные и т.д.).

Примеры:

  • Заказать продвижение молодого сайта;
  • Купить билет на самолет Минск-Москва.

Важно: на сегодняшний день назвать на 100% коммерческим или информационным можно лишь ограниченный ряд запросов. Большая их часть оценивается по принципу «более коммерческий» или «более информационный», где «доли» каждого вида могут быть разными.

Обнаружить коммерческий уклон в ключевых фразах можно по таким особенностям:

  1. Присутствуют слова-маркеры вида «купить», «заказать», «продажа», «цена» и т.д.;
  2. Часто в Title можно встретить указание топонима;
  3. Анализ выдачи по запросу показывает, что большинство сайтов (точнее, страниц сайтов) в ТОП-10 – продающие;

Ранее считалось, что если результаты поиска содержат контекстную рекламу (знакомые блоки Директа от Яндекс), то запрос коммерческий. Однако практика показала: только ручной анализ сайтов может сказать об этом без сомнений.

Витальность

Витальные запросы – поисковые запросы, состоящие из одного лишь названия бренда или марки (любого рода уточнения отсутствуют). Выдача по подобным словам и словосочетаниям формируется поисковой системой и асессорами; на первые позиции обычно выводится сайт производителя, чье название совпадает с текстом запроса.

Примеры:

  • Pepsi,
  • BMW,
  • Найк.

Спектральные запросы

Спектральные запросы – слова, которые не совсем однозначно отражают интент пользователя и могут иметь несколько значений. Возьмем простое слово «Наполеон» или «Титаник».  Что сделает технология спектра:

  • В первом случае покажет варианты о торте и Бонапарте;
  • Во втором случае о фильме и самом корабле.

Это одна из причин, почему общие запросы далеко не всегда имеет брать в семантическое ядро и продвигать их.

Автор статьи
Роман Вердыш (Romanus)
SEO-Expert, стаж более 10 лет
Написано статей
41